Логопедическая группа « Фантазеры»

Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью»

 Данная консультация может быть использована в форме беседы психолога с родителями, раздаточного материала при проведении родительского собрания, материала для оформления наглядной информации для родителей в группе.

Тема консультирования - «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» или СДВГ. Что скрывается за этой аббревиатурой? Это неврологическо-поведенческое расстройство развития, проявляющиеся такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность. Напомню, что СДВГ – медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе специальной диагностики. Но родители могут заметить особенности поведения, определенные симптомы и обратиться к врачу-невропатологу для проведения обследования ребенка, т. к. иногда под «маской СДВГ» скрываются другие заболевания.

Далее рассмотрим особенности воспитания и развития детей с СДВГ в форме вопросов и ответов.

Вопрос 1. СДВГ лечится медикаментозно?

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью считается хроническим заболеванием, которое требует долгосрочного (постоянного) мониторинга и корректировки симптомов с помощью, как лекарств, так и психокоррекционых программ. Поэтому точнее будет говорить не о лечении, а о поддерживающей терапии. Несомненно, последствия этого синдрома или его осложнения требуют определенной медикаментозной коррекции. Но при СДВГ нужен комплексный подход - совокупность медикаментозного лечения и психологической коррекции. СДВГ нельзя «вылечить» с помощью приема лекарств, но как дети, так и взрослые с СДВГ могут научиться контролировать свое состояние и улучшить качество жизни.

Вопрос 2. Возможно ли повлиять на излишнюю двигательную активность ребенка?

Существует миф о том, что ребенок с СДВГ - это ребенок в постоянном безостановочном движении. Но дети с СДВГ, играя в спокойные, интересные им игры, могут иметь такой же уровень активности, что и дети без синдрома. Интересен тот факт, что они могут обладать своего рода «суперконцентрацией» при высокой стимулирующей активности, то есть, стать чрезмерно внимательными (если они поглощены интересным для них занятием, то совершенно не могут изменить направление своего внимания). Но есть внешние триггеры (на которые можно влиять), когда мозг усиливает двигательную активность. Например, в оживленной среде - группе или переполненном магазине - дети с СДВГ часто отвлекаются и реагируют на все бурно, что может проявляться в неустойчивом и «странном» поведении.

Вопрос 3. Главная проблема детей с СДВГ – это их импульсивность?

Да, внешне на первом плане часто заметна избыточная подвижность ребенка, его бурные эмоциональные реакции, но основным дефектом в структуре этого заболевания является дефицит функций познавательных способностей, необходимых для планирования, организации и выполнения задач:

- невозможность хранения информации в кратковременной памяти;

- нарушение навыков организации и планирования;

- трудности в установлении и использовании ориентиров поведения – таких, как выбор стратегии и задач мониторинга;

- подавляющая неспособность справиться с эмоциями;

- неспособность эффективно переходить от одной умственной деятельности к другой.

Вопрос 4. Ребенку с СДВГ требуется постоянный контроль взрослого?

Возможна счастливая, благополучная и здоровая социальная интеграция детей с СДВГ со своими сверстниками и социумом. Поэтому требования к таким детям не должны быть ниже, чем к сверстникам. Ни в коем случае нельзя относиться к этому ребенку, как к «больному» и сосредотачиваться на «ненормальном» поведении, игнорируя компенсаторные процессы, которые сопровождают СДВГ. Акцент при воспитании нужно сделать на четких правилах поведения (понятные ребенку и краткие) с учетом возраста ребенка, стабильном режиме дня, системе вознаграждений. Важно исключить родительскую придирчивость, переутомление ребенка, сравнение со сверстниками.

Вопрос 5. Консультация психолога (психотерапевта) поможет исправить поведение ребенка?

Думаю, что всем родителям важно помнить, что нередко «проблемы» детей являются следствием определенной формы отношений внутри системы межличностных связей. Часто «непослушание», импульсивность, проблемы с адаптацией в коллективе — и другие «детские» проблемы воспринимаются как нечто отдельное, не связанное с семейной системой (то есть, по версии родителей проблема находится внутри самого ребенка и мешает ему соответствовать ожиданиям родителей).

Конечно, на консультациях и психокоррекционных занятиях проводиться важная работа по формированию на самооценки, поведенческие паттернов, социальной мотивации (и т. д.) ребенка с СДВГ, что благотворно влияет на его психосоциальное развитие.

Но важно так же говорить о сопровождении семьи, где растет ребенок с СДВГ. Работа с его окружением (семьей) – не менее важная часть психокоррекционного процесса. Например,

- работа с родителями, направленная на коррекцию отношений в семье и формирование благоприятных условий для воспитания ребенка;

- обучение родителей эффективным способам общения с ребенком; помощь в выработке правил и санкций за их нарушение, определение обязанностей и запретов;

- осознание родителями своих уровней толерантности для принятия поведения ребенка;

- регулирование ожиданий от лечения, психокоррекции, семейных воспитательных методов – положительные изменения появляются не быстро и не «навсегда», как хотелось бы большинству родителей;

- информирование о сути СДВГ и рекомендации по дополнительным психолого-педагогическим источникам информации.

Таким образом, понимание сути синдрома и его поведенческих, эмоциональных проявлений, эффективно подобранные методы семейного воспитания, консультация с психологом, согласование методов поощрения и наказания с воспитателями помогут достичь у ребенка с СДВГ послушания, привить ему аккуратность, навыки самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела, а так же развить у него чувство ответственности за собственные поступки.

А. Кузьмина психолог; специалист по психокоррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста

18 октября 2017 в 15:16

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.