Логопедическая группа « Фантазеры»

Опять о пользе детского чтения

Детская художественная литература очень богата: потешки, стишки, сказки (народный фольклор, стихи детских авторов, рассказы (о животных, о природе, «Вовка – добрая душа» Барто, Ушинский, Толстой) – как важно вовремя ребенку познакомиться с этим миром уже в дошкольном детстве!

Сегодня хотелось бы затронуть вопросы о формировании позиции читателя у детей, его читательских компетенциях.

Рассмотрим подробнее этапы развития читательского интереса (6 ступеней):

• достаточный уровень высших психических функций и представлений об окружающей действительности;

• установка на восприятие содержания;

• элементарные приемы превращения содержания текста в содержание личного познавательного и эмоционального опыта;

• продуктивное участие в совместном чтении со взрослым;

• первый слушательский опыт;

• способность строить свое читательское (слушательское) поведение.

Рассматривая природу вторичных нарушений в развитии детей (по Выготскому, анализируя многочисленные исследования в этой области – наблюдается то, что особенно страдает - развитие главного компонента читательской компетентности – способность превращать содержание текста в сознание своего личного опыта.

• Если слишком яркое и эмоциональное восприятие – читательская (слушательская) деятельность заменяется бездумным восприятием текста;

• Если основным содержанием общения продолжают оставаться события из личного опыта ребенка (воспитание на комиксах, книжках с картинками, компьютерных играх, злоупотребление иллюстрациями или инсценирование, то недоступным остается читательское поведение – чтение с целью получения информации, знаний, а не отдых с книгой.

! Требуется очень тонкое и настойчивое руководство, чтобы приучить детей

к книге как источнику знаний.

Предлагаю Вам десять «Почему» детям необходимо читать:

• Чтение пополняет словарь, учит понимать других и выражать свои мысли.

• Чтение развивает мышление.

• Работа с книгой стимулирует творческое воображение.

• Книги помогают познать самого себя.

• Книги развивают кругозор.

• Совместное чтение объединяет родителей и детей, способствует их духовному общению.

• Книги – помощники родителей в решении воспитательных задач.

• Книги придают силы и вдохновение, заставляют плакать и смеяться.

• Чтение – самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально – психического развития ребенка занятие.

Уважаемые взрослые, родители и педагоги! В Ваших силах воспитать у ребенка интерес и любовь к чтению, не пропустите время дошкольного детства!

Мудрости детских книг:

• Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?

Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.

• Пустяки, дело то житейское.

• А в каком возрасте бывает расцвет сил?

В любом.

• Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро.

 Ольга Шестакова (Тарасова) 

Литература:

1. Бабаева Т. И, «Как хорошо уметь читать!», обучение дошкольников чтению: Программа – конспект. – СПб: «Детство – Пресс», 2000. – 188 с.

2. Гриценко З. А., «Ты детям сказку расскажи….», З. А. Гриценко, методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка – Пресс, 2003 г. – 176 с.

3. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина: Кн. для учителя / Е. А. Бугрименко, П. С. Жедек, Г. А. Цукерман. М., 1993. 202 с.

5 февраля 2017 в 12:00

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.