Логопедическая группа « Фантазеры»
Опять о пользе детского чтенияДетская художественная литература очень богата: потешки, стишки, сказки (народный фольклор, стихи детских авторов, рассказы (о животных, о природе, «Вовка – добрая душа» Барто, Ушинский, Толстой) – как важно вовремя ребенку познакомиться с этим миром уже в дошкольном детстве! Сегодня хотелось бы затронуть вопросы о формировании позиции читателя у детей, его читательских компетенциях. Рассмотрим подробнее этапы развития читательского интереса (6 ступеней): • достаточный уровень высших психических функций и представлений об окружающей действительности; • установка на восприятие содержания; • элементарные приемы превращения содержания текста в содержание личного познавательного и эмоционального опыта; • продуктивное участие в совместном чтении со взрослым; • первый слушательский опыт; • способность строить свое читательское (слушательское) поведение. Рассматривая природу вторичных нарушений в развитии детей (по Выготскому, анализируя многочисленные исследования в этой области – наблюдается то, что особенно страдает - развитие главного компонента читательской компетентности – способность превращать содержание текста в сознание своего личного опыта. • Если слишком яркое и эмоциональное восприятие – читательская (слушательская) деятельность заменяется бездумным восприятием текста; • Если основным содержанием общения продолжают оставаться события из личного опыта ребенка (воспитание на комиксах, книжках с картинками, компьютерных играх, злоупотребление иллюстрациями или инсценирование, то недоступным остается читательское поведение – чтение с целью получения информации, знаний, а не отдых с книгой. ! Требуется очень тонкое и настойчивое руководство, чтобы приучить детей к книге как источнику знаний. Предлагаю Вам десять «Почему» детям необходимо читать: • Чтение пополняет словарь, учит понимать других и выражать свои мысли. • Чтение развивает мышление. • Работа с книгой стимулирует творческое воображение. • Книги помогают познать самого себя. • Книги развивают кругозор. • Совместное чтение объединяет родителей и детей, способствует их духовному общению. • Книги – помощники родителей в решении воспитательных задач. • Книги придают силы и вдохновение, заставляют плакать и смеяться. • Чтение – самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально – психического развития ребенка занятие. Уважаемые взрослые, родители и педагоги! В Ваших силах воспитать у ребенка интерес и любовь к чтению, не пропустите время дошкольного детства! Мудрости детских книг: • Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста? Когда папа Карло воспитывает, а когда никто. • Пустяки, дело то житейское. • А в каком возрасте бывает расцвет сил? В любом. • Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро. Ольга Шестакова (Тарасова) Литература: 1. Бабаева Т. И, «Как хорошо уметь читать!», обучение дошкольников чтению: Программа – конспект. – СПб: «Детство – Пресс», 2000. – 188 с. 2. Гриценко З. А., «Ты детям сказку расскажи….», З. А. Гриценко, методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка – Пресс, 2003 г. – 176 с. 3. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина: Кн. для учителя / Е. А. Бугрименко, П. С. Жедек, Г. А. Цукерман. М., 1993. 202 с. 5 февраля 2017 в 12:00
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.