Логопедическая группа « Фантазеры»

Как развивать логическое мышление у ребенка.

 Хорошо развитое логическое мышление, умение анализировать, классифицировать и обобщать являются залогом успехов в учебе. Основы мыслительной деятельности закладываются еще в дошкольном возрасте.

Важнейшими компонентами мыслительной деятельности являются умения:

· классифицировать;

· систематизировать;

· обобщать.

Эти умения развиваются воспитателями в детском саду и родителями дома, а затем продолжается и в начальной школе, и даже позднее.

Упражнения на развитие логического мышления:  умение находить существенные признаки и обобщать подобные предметы

 

«Четвертый лишний»

Для этого упражнения нужно подготовить карточки с изображением четырех предметов, трое из которых имеют общие характеристики. Ребенок должен определить признак, по которому эти три предмета похожи, и назвать предмет, у которого данный признак отсутствует.

«Что общего»

Необходимо подготовить карточки с изображением нескольких 3-5 предметов, которые имеют общий признак. Ознакомившись с ними, ребенок должен определить, что их объединяет.

· Котлета, компот, каша.

· Кобан, корова, лошадь.

Чтобы учить детей выделять существенный признак, это задание можно усложнить. Нужно предлагать проанализировать характеристики трех предметов, объединенных по общему значению. Однако в этой группе два предмета должны иметь еще и другой, объединяющий только их признак. Например:

· Овца, волк, заяц — все вместе животные, но волк и заяц еще и дикие звери.

· Книга, карандаш, тетрадь — это школьные принадлежности, но книга и тетрадь сделаны из бумаги.

·  

«Составляем загадку»

Детям раздаются картинки предметов. Можно объединять детей в пары или тройки. Все группки получают разные изображения. Ребята должны дать ответы на ряд вопросов и по ним составить загадку. Вопросы примерно следующие:

· Какой предмет?

· Из чего сделан?

· Какой формы?

· Какой на вкус?

· На что похож?

· Для чего предназначен? Где используется?

 «Магазин»

Подготовить картинки с различными предметами и табличками с названиями отделов. Дети объединяются в группы. Их задание выбрать из общего количества предметов товар, который соответствует назначению их отдела.

После такого распределения проводится второй этап упражнения. Детям дается задание «купить» предметы, которые имеют признак, указанный педагогом. Например:

· купить товар, который имеет обертку красного цвета;

· купить товар, необходимый для приготовления борща.

 «Подбери противоположное»

Ребенку предлагается, ознакомившись с изображенными на карточке предметами, выявить их существенный признак и добавить предмет, который обладает противоположным ему признаком.

Например:

старый человек - ребенок

большой слон - маленькая мышка  и т.д.

Такие или похожие игры можно придумать самостоятельно, найти в интернете, в специальных учебных пособиях и т.д.  

15 декабря 2016 в 20:41

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.